В конце января в Луганске, в римо-католическом храме Рождества Пресвятой Богородицы Девы Марии, прошел конкурс рождественских колядок. Мероприятие довольно необычное для наших мест, учитывая тот факт, что участниками конкурса стали не только луганчане, но и студенты-иностранцы из Индии, Нигерии и Конго. Современная община римо-католиков Луганска начала зарождаться в конце 90-х годов прошлого века с подачи местного жителя Эдварда Витковского. Еще в 1989 году он от руки писал объявления о встречах с единоверцами и развешивал их по городу на остановках и столбах. На первое собрание пришло 3 человека — на него также явились и представители КГБ. Не найдя достаточного количества католиков в Луганске, Эдвард Витковский стал искать католиков в других городах Украины — в Донецке, Харькове, Днепропетровске. В 1991 году он вернулся в Луганск, где ему все-таки удалось собрать небольшую группу единоверцев, а в 1992-м они зарегистрировались как римо-католическая община Луганска.
Несмотря на то, что официально у луганских католиков появилась своя община, у них не было ни своего костела, ни священника. Какое-то время к ним приезжал служить священник из Харькова – ксендз Юрий Зиминский. Вскоре представители римо-католического прихода в Луганске отправились искать своего, постоянного пастыря. Побывали в Киевско-Житомирской епархии, где священника не нашлось, затем отправились в Польшу, в Люблин. Приехали к епископу, а в это время как раз у него был Гжегош Рапа, который собирался отправиться на работу в Украину. «Меня долго уговаривал друг из Ровно, чтобы я приехал служить в Украину, к нему. В конце концов, он меня уговорил. И как раз, когда я был у епископа, приехала делегация из Луганска. И епископ мне сказал: «В Ровно уже есть священник, может, поедешь в Луганск?» И я согласился приехать сюда на время и до сих пор принадлежу Люблинской епархии», — рассказывает о.Гжегош Рапа.
Родился Гжегош Рапа в Щецине, на северо-западе Польши. Когда мальчику было семь лет, семья переехала в окрестности Люблина.
Отправляясь в Луганск, отец Гжегош не рассчитывал увидеть здесь хорошо отлаженную работу, однако и такой пустыни он тоже не ожидал – начинать все нужно было с самого основания.
В Луганске отец Гжегош Рапа не нашел ни костела, ни постоянной общины. Осложняло работу и незнание русского языка, который он позже выучил, общаясь с прихожанами. Первое время жил на квартире у одного из прихожан. Сначала службы проводились в украинско-канадском центре «Возрождение» (этот центр существует при ЛНУ им. Т.Шевченко). «На первые службы приходило до 20 человек. Приходили люди и просто из интереса.
Сейчас в католическую церковь регулярно на воскресную русскоязычную службу приходят около 80 прихожан. Отличительной чертой прихода, пожалуй, можно назвать то, что на службах здесь постоянно бывают студенты-иностранцы, приехавшие в Украину из дальнего зарубежья, в частности, из Африки и Индии.
Священник отмечает, что, на удивление, несмотря на разницу в ментальности, между прихожанами выработался неплохой симбиоз.
Сложности возникали лишь в языковой плоскости — служба одновременно проходила и на русском, и на английском, и такая совместная служба была очень длинной.
«К тому же, я не мог исповедовать этих ребят», — вспоминает пастырь. Нужен был англоязычный священник, и отец Гжегош начал его искать.
«Кто-то мне подсказал, что в Западной Украине есть священник Станислав Сивец, который знает несколько языков, работал дважды в Африке, даже собирался опять туда поехать. Я его пригласил к нам. Он сначала сомневался, но приехал на выходные. Впервые наша служба разделилась. Мои иностранные прихожане так напали на него с исповедями и вопросами, что я уже и не решился предложить отцу Станиславу служить у нас. Однако после всего этого он пришел ко мне и сказал, что будет у нас работать», — рассказывает отец Гжегош.
В служении в храме ему также помогают отец Андрей Пальчик, родом из Запорожья, и две монахини из Западной Украины – сестра Станислава и сестра Гиацинта.
Традиционное Послание Папы Римского к верующим Urbi et Orbi звучит в Луганске на трех языках. Сейчас в храме ведется три службы, которые разделены по времени: одна — на русском, вторая — на английском и частично французском языке, а третья – на английском для студентов из Индии.
Отец Гжегош выступает сторонником межконфессионального диалога.
«Это очень сложно, но мне бы очень хотелось, чтобы разные религиозные организации общались между собой. Спокойно, с уважением друг к другу, с понимаем. Было бы очень хорошо, чтобы эти диалоги проходили в открытую, к примеру, по телевидению, чтобы люди имели возможность наблюдать за ними воочию. Эти встречи не должны быть точечными (периодичными в администрации). Работа должна вестись постоянно и вне стен официальных совещаний», — уверен Гжегош Рапа.
Вот так и живут римо-католики в Луганске — объединяют культуры и языки.
|